×
Джон Шрайнер, вице-президент IMAX: Наша новая лазерная 3D технология заставит вас забыть про 4D

JSON.TV публикует фрагмент Интервью с Джоном Шрайнером, вице-президентом IMAX. Смотрите полную версию видеоинтервью в разделе ВИДЕО.

 

JSON.TV: Два слова, если можно, о компании. Компания IMAX котируется на нью-йоркской фондовой бирже. Можете в целом описать её роль на рынке развлечений и кинопоказа в частности?

 

Джон Шрайнер: Немного об истории нашей компании. Компания была основана в 1967 году. Мы на пороге 50 летней годовщины компании. Мы занимались большими кинотеатрами, делали проекторы для больших кинотеатров,  изначально в основном кинотеатры для музеев и научных центров. За эти годы наша компания развивалась, и менялась не раз. Все начиналось с музеев, но со временем мы разработали технологию, которая позволила нам привлечь Голливуд. Мы перешли с плёночно-проекционной системы на цифровую, что позволило нам увеличить число кинотеатров в мире с трёхсот до фактически 1000 на данный момент. Наша компания довольно сильно изменилась за последние 10 лет. Ключом к успеху стала для нас работа с большими, ведущими голливудскими студиями. Сейчас IMAXсобирает больше 1 миллиарда долларов бокс-офиса для голливудских студий, поэтому работа с компанией IMAX стала довольно важным фактором для Голливуда.

 

JSON.TV: Сильно ли изменили ситуацию цифровые технологии, которые вы используете в последнее время? И какими самыми совершенными достижениями вы пользуетесь сейчас?

 

Джон Шрайнер: Да, появление цифровых технологий очень сильно повлияло на развитие нашего бизнеса. Я пришёл в компанию IMAX 15 лет назад, и в то время мы производили большие плёночные проекторы. Они были очень дорогие, что ощутимо сказывалось на экономических показателях. И маленькие города не могли позволить себе данной технологии. Как я уже говорил, в 2007-м году нами было открыто всего лишь 300 кинотеатров IMAX. Когда же мы анонсировали нашу первую цифровую систему, мы за буквально несколько недель подписали контракты и договоры на поставку 150-ти новых цифровых систем в Северной Америке. Как я уже говорил, это очень сильно изменило наш бизнес, так как это было то, что ждала вся отрасль.

 

JSON.TV: Собираетесь ли вы вообще отказываться от аналоговых технологий, от плёнки?

 

Джон Шрайнер: Это довольно сложный вопрос, потому что режиссёры и создатели фильмов, с которыми мы работаем, например, Крис Нолан (Chris Nolan) или Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams), очень любят плёночные технологии. Им нравится, как их фильмы выглядят на плёнке. Поэтому, когда такие известные режиссёры предпочитают оставаться в плёночном формате, очень сложно полностью отказаться от него. Если бы это было сугубо экономическое решение, мы бы скорее всего, отказались бы от этой технологии. Но так как есть ещё создатели кино, которые предпочитают плёнку, то мы, наверное,  пока не готовы к такому шагу.

 

JSON.TV: IMAX славен тем, что экран по своим размерам, особенно в ширину, превышает поле зрения зрителя. Какое разрешение, если говорить языком технологий, нужно для того, чтобы получилась максимально хорошая цифровая картинка? HD — это практически соответствует 2К. 4К, 8К - сколько нужно для того, чтобы это работало нормально?

 

Джон Шрайнер: IMAX использует комплексный подход, который состоит в комбинации числа пикселей с должным, желательным разрешением. Довольно долгое время наши проекторы были 2К, но так как у нас 2 проектора, мы накладывали изображения одно на другое для того, чтобы повысить разрешение. Мы предпочли этот вариант, потому что технология с 2 проекторами 2К обладала бо́льшим контрастом, чем технология 4К. Изображение IMAX было намного лучше, хотя и содержало меньше пикселей. Сейчас индустрия движется к лазерным проекционным системам.

 

Лазерная система IMAX вышла на рынок буквально в этом году. Мы используем 2 проектора 4К, что позволяет добиться довольно высокого контраста. И изображение на лазере даже превосходит изображение на плёнке IMAX.

 

Сложно сказать, что лучше: проекторы 2К, 4К, 8К, HD— всё зависит от того, как вы соединяете и комбинируете различные детали. И мы их соединяем так, чтобы обеспечить наилучшее качество кинопоказа.

 

JSON.TV: С Вашего позволения, ещё несколько слов о технологиях. От «К» переходим к «D». Объёмная технология 3D насколько важна для вас? И экспериментируете ли вы дальше, потому что журналисты и фантасты говорят о 4D, 6D, 8D с задействованием всех чувств человека, включая обоняние, осязание и так далее? Насколько важна эта технология для развития?

 

Джон Шрайнер: Я думаю, для дальнейшего развития компании IMAX очень важно представить наилучшую трансляцию в формате 3D и самый лучший звук, важно дать зрителям живые ощущения. И режиссёры, с которыми мы работаем, снимая свои картины,  хотят, чтобы зритель видел их кино таким, каким они его задумали. И для этого им не всегда нужен ветер или дождь — в 6D.

 

Я не могу дождаться появления нашей новой лазерной технологии, потому что тогда, возможно, вам и не нужны будут 4D, двигающиеся кресла или что-то ещё. Вас так захватит качество изображения, что почти физически вы ощутите себя внутри кинокартины.

 

JSON.TV: Когда ожидается эта премьера?

 

Джон Шрайнер: Первый кинотеатр с IMAX-лазерной технологией появится в Москве к концу этого года.

 

JSON.TV: Давайте немного поговорим о рынке. Вы одновременно участник рынка развлечений в самом широком смысле, ваша компания IMAX, и рынка показа кино. Насколько конкурентен этот рынок в мире и в России, и кто ваши конкуренты?

 

Джон Шрайнер: Компания IMAX находится в довольно интересном положении, потому что конкуренцию нам составляет практически всё, что занимает время потребителя. Это может быть iPhone, iPad и просто шоппинг — всё что угодно, из-за чего человек не идёт в кинотеатр смотреть кино. Что же касается собственно кинобизнеса, то в нём IMAX играет довольно интересную роль, потому что мы довольно близко связаны с голливудскими продюсерами и создателями фильмов. Этот факт выгодно отличает нас от конкурентов. Последние 10 лет компания работала над тем, чтобы создать конечный продукт, найти конечное технологическое решение, как делает, к примеру, компания Apple. Мы работаем с голливудскими режиссерами и продюсерами с момента начала создания фильма и проходим всю цепочку до того дня, когда фильм появляется в кинотеатре. Таким образом мы создали уникальную бизнес-структуру в индустрии.

 

Естественно, на рынке существуют компании, которые пытаются с нами конкурировать в различных аспектах. Но никто из них не создал и конечный продукт, и полную технологическую цепочку. Существуют различные компании, которые пытаются с нами соревноваться, но в основном в плане развития технологий, чтобы тоже сделать большой экран. Такие компании, как RealD и Dolby. Но IMAX на данный момент практически достигла цифры в тысячи экранов по всему миру, а это уже несколько другой уровень. Кроме того, нельзя недооценивать влияния, оказываемого кинопродукцией IMAX на потребителя в течение длительного времени. Например,  Джеймс Кэмерон, режиссёр Аватара и Титаника, был вдохновлён на создание своих фильмов документальными фильмами IMAX, которые он пересматривал снова и снова. Когда Джеймс снимает свой фильм, он представляет как его творение будет выглядеть именно в кинотеатрах  IMAX, а не в других форматах.  

 

JSON.TV: Работает ли IMAX с российскими продюсерами, кинопродюсерами и режиссёрами? Известен факт, что один из первых мультфильмов в формате IMAX был с российскими корнями.

 

Джон Шрайнер: Да, Вы совершенно правы. В 1990-х годах на экранах IMAX вышел российский мультфильм «Старик и море», который получил Оскар. Это был действительно уникальный проект, который превосходно смотрелся на большом экране. На данный момент мы не работаем с анимационными проектами в России, но мы работали с режиссёром Фёдором Бондарчуком и продюсером Александром Роднянским. В 2013-м году у нас вышел фильм «Сталинград» . Сейчас мы работаем над фильмом «Экипаж», с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях, который выйдет в начале следующего года. Мы поддерживаем местный кинобизнес, потому что кино начинает приобретать мировые масштабы. Например, кинолента, снятая на Ближнем Востоке, выходит на экраны всего мира. И фильм, снятый в Китае, выходит в России. Мы хотим поддерживать эту тенденцию, чтобы кино стало более глобальным и масштабным.

 

JSON.TV: Кстати, о сравнении рынков. Российский рынок больше похож на европейские и на североамериканские или на азиатские типа китайского, на котором Вы несколько лет работали?

 

Джон Шрайнер: С точки зрения зрительских предпочтений Россия находится где-то посередине между Америкой и Востоком, Китаем. Российскому зрителю нравятся как американские фильмы, так и китайские.

 

Например, как сказал глава нашего отдела кинопроизводства, «если фильм стал большим хитом в Китае, то он 100% понравится российскому зрителю, и наоборот».

 

С точки зрения ведения бизнеса Россия занимает довольно уникальное место. Я работал на многих рынках в мире и в России и понял: для российского бизнесмена важны личные отношения, дружба, персональный подход. То есть человек заключает контракт с тем, кому он может довериться. Когда вы ведёте переговоры со среднестатистическим российским бизнесменом, это в большей степени социализация и общение. Когда же я веду переговоры, например, в Индии, обсуждаются преимущественно коммерческие вопросы и условия и меньше — что-то личное.

 

JSON.TV: Джон, если можно, несколько слов о Вас лично, поскольку эта программа персонализирована. Для начала, где и когда родились, где обучались и как пришли в бизнес?

 

Джон Шрайнер: Я пришёл в кинобизнес, можно сказать, кружным путём. Я родился в Канаде и прожил там до двадцати одного года, изучал азиатскую культуру и азиатские языки. Я знаю их культуру и понимаю, как они думают. Я окончил университет и в 1991-м году переехал в Тайвань, потому что захотел еще лучше изучить китайский язык. Через пару лет я переехал в Гонконг, где оставался практически 6 лет, работая и путешествуя по стране. Когда я жил в Гонконге, я работал на рекрутинговую компанию, хэдхантинг. Мы работали с компанией, которая занималась развитием тематических парков в Китае. Я думал, что это очень интересная сфера бизнеса и сфера занятий. Я поработал там какое-то время, но, поскольку тогда было ещё рано развивать это направление в Китае, я через некоторое время стал сотрудником компании, которая конкурировала с IMAX.

 

Благодаря этой работе, у меня появилась возможность переехать в Европу. В то время я уже очень хорошо знал азиатский рынок. И Европа была для меня чем-то новым и довольно интересным. Я переехал в Лондон в 1999-м году. И буквально 6 месяцев спустя мой босс перешёл в компанию IMAX и пригласил меня с собой. То есть буквально через год после переезда в Лондон я стал работать в IMAX. Так как офис компании IMAX находился в Лондоне, а теперь офис IMAX есть и в России, это позволило мне посетить многие страны, такие, как Африка, Индия, Ближний Восток, бывшие страны Советского Союза, и вести в них бизнес. Это была очень интересная возможность.

 

Смотрите полную версию видеоинтервью в разделе ВИДЕО