×
Дмитрий Фирташ выкупил у «Первого канала» 29% украинского «Интера»

Объем украинского телерекламного рынка в одиннадцать раз меньше российского, а по стоимости «Интер», крупнейший вещатель Украины, отстает от российского «Первого канала» менее чем вдвое: $345 млн против $580 млн.

 

Успели договориться

 

Group DF Дмитрия Фирташа выкупила у российского «Первого канала» 29% украинского телеканала «Интер» за $100 млн. Пакет приобретен по рыночной стоимости, указано в официальном сообщении Group DF. Представитель «Первого канала» Лариса Крымова подтвердила факт и сумму сделки.

 

«Интер» – самый популярный телевещатель на Украине, свидетельствуют измерения по заказу Индустриального телевизионного комитета этой страны. В декабре 2014 года среднесуточная доля «Интера» среди всех жителей Украины старше четырех лет достигла 17,6%. Это означает, что 17,6% всех, кто смотрел телевизор, включали «Интер». Аналогичный показатель ближайшего конкурента, канала «1+1», почти 12%.

 

В России в декабре самым популярным вещателем был «Первый канал». Его среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей старше четырех лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, равнялась, по данным TNS Russia, 15,3%. У ближайшего преследователя, «России 1», – 13,2%.

 

«Первый канал» владеет долей в «Интере» с ноября 1995 года. Но, как следует из отчетности «Первого канала», для российского вещателя это явно не профильный актив.

 

Крымова не называет причины продажи доли в «Интере». Но в минувшем январе депутаты из фракции «Народный фронт» внесли в Верховную раду законопроект, запрещающий представителям страны-агрессора владеть акциями украинских телерадиокомпаний. Тем самым, если бы законопроект был принят уже сейчас, пакет «Первого» в «Интере» просто бы обесценился.

 

«Приобретение акций ОРТ было невыгодным»

 

Получается, что весь «Интер» оценен почти в $345 млн. Его финансовые показатели Group DF не раскрывает. В 2009–2013 годах канал не приносил его владельцам прибыли, свидетельствуют данные базы СПАРК. В 2013 году чистый убыток равнялся 258,7 млн гривен ($31,3 млн по среднему курсу за тот год) при чистом доходе 679,8 млн гривен ($82,3 млн). Общие рекламные доходы украинских телевещателей в 2014 году снизились, по оценке агентства ZenithOptimedia, на 10%, до 3,4 млрд гривен, или в пересчете на доллары на 45%, до $263 млн. В результате заявленная рыночная стоимость самого популярного телеканала Украины в 1,3 раза превышает объем всего ее телерекламного рынка.

 

В России затраты на телерекламу в прошлом году могли увеличиться на 1%, до 157,8 млрд руб., прогнозировали в начале декабря аналитики ZenithOptimedia. По среднему курсу за весь 2014 год это соответствовало $4,09 млрд, на день выхода прогноза – только $2,97 млрд. Но даже если ориентироваться на последние цифры, по своему объему российский телерек­ламный рынок на порядок превышает украинский.

 

Однако разрыв между стоимостью лидеров российского ТВ и украинского не такой гигантский. Последняя оценка «Первого канала» датируется декабрем 2010 – февралем 2011 года, и тогда крупнейший по аудитории и рекламным сборам вещатель стоил $580 млн.

 

В феврале 2011 года Национальная медиа группа, связанная с банком «Россия» Юрия Ковальчука, объявила о покупке 100% ООО «Растрком 2002», которое, в свою очередь, владеет 25% ОАО «Первый канал». Впрочем, из материалов входящих в Национальную медиа группу компаний следует, что «Растрком 2002» был признан аффилированным с ними лицом еще 29 декабря 2010 года.

 

Продавцом 25% «Первого пакета» выступили структуры Романа Абрамовича, который в начале 2000‑х приобрел у Бориса Березовского 49% вещателя за $150 млн (с учетом комиссионных выплат – за $164 млн). Сумму, за которую Абрамович продал свои 25%, бизнесмен раскрыл в своих свидетельских показаниях в конце 2011 года на суде в Лондоне с Березовским.

 

«В начале 2011 года я продал половину этого пакета акций ОРТ [Общественное российское телевидение; прежнее название «Первого канала»]​ другой медиакомпании всего за $145 млн», – констатировал в своих показаниях Абрамович. «Моя интуиция подсказывала мне, что приобретение акций ОРТ было невыгодным в коммерческом отношении, и в этом я оказался прав», – признавался тогда бизнесмен.

 

Сознательно противостоял правительству

 

За последние годы снизилась и стоимость украинского «Интера». Группа Фирташа стала мажоритарным акционером этого канала в феврале 2013 года, приобретя 100% Inter Media Group Ltd. Ей до сделки с «Первым каналом» принадлежал 61% «Интера». Еще 10% «Интера» – у украинской компании «Пегас Телевидение», за которой стоит вдова основателя канала Игоря Плужникова Светлана. Ее пакет Group DF сейчас также выкупает.

 

Два года назад Inter Media Group была куплена, исходя из оценочной стоимости $2,5 млрд, официально сообщал сам «Интер». Для сравнения: объем всего телерекламного рынка Украины в 2012 году, по оценке ZenithOptimedia, равнялся $422 млн. Правда, в Inter Media Group входили и входят помимо «Интера» другие местные телеканалы: НТН, K1, «Мега», MTV и др., но все они по своей популярности несопоставимы с «Интером».

 

За все годы, что «Первый канал» владел долей в «Интере», максимальная оценка стоимости этого пакета достигала $300 млн, утверждает источник РБК, близкий к одному из российских вещателей. Тем самым весь «Интер» мог оцениваться в $1 млрд. Пресс-служба Group DF не ответила на запрос РБК, как с 2011 года изменилась стоимость отдельно взятого «Интера».

 

Продавцом Inter Media Group в 2013 году выступил Валерий Хорошковский, бывший первый вице-премьер Украины. Газета «Коммерсантъ-Украина» тогда сообщала, что, по мнению участников рынка, Хорошковский продал «Интер» и входящие с ним в одну группу компании, чтобы обезопасить главный актив после возникшей конфронтации с Николаем Азаровым, на тот момент премьер-министром. Хорошковский не согласился с повторным назначением Азарова премьером, отказался войти в его правительство, после чего «Интер» стал критиковать украинские власти. Азаров тогда даже заявлял, что выходящие на «Интере» сюжеты «сознательно противостоят политике правительства».