×
«Коммерсантъ»: Кино сокращает путь от большого экрана до монитора

Крупнейшие киностудии стали активнее отдавать кинопремьеры для легального просмотра или скачивания в онлайне. За последние несколько лет временной промежуток между премьерой фильма в кинотеатрах и в интернете сократился в России с 16 до 8-12 недель. Уменьшение цифрового окна играет на руку онлайн-видеосервисам, выручка которых по итогам прошлого года увеличилась на треть, но не нравится кинотеатрам, сборы которых за этот же период выросли лишь на 4% 

 


Правообладатели стали активнее отдавать кинопремьеры для легального просмотра и скачивания в интернете: цифровые окна (промежуток между премьерами в кинотеатрах и в интернете) за 2015-2016 годы сократились в среднем до 8-12 недель, подсчитала компания Okko. Три-пять лет назад, по данным компании, окно для релизов крупнейших мейджоров составляло 16 недель. Из-за ранних окон наблюдается рост аудитории кино в сети, хотя и не быстрый, констатирует гендиректор Okko Иван Гродецкий. "Сокращение окна увеличивает мотивацию посмотреть фильм онлайн, а значит, растет спрос на фильм. Кроме того, сократилось окно между выходом пиратских копий и легального кино",— рассуждает он.

 


Долгие окна от 15 недель сейчас характерны лишь для анимационных фильмов, наиболее долгожданных релизов и картин, которые студии "особо оберегают". Короткие окна по пять-шесть недель, как правило, становятся исключением и характерны для фильмов категории "В". Окно для российского кино и независимых голливудских релизов стабилизировалось на уровне трех-четырех, реже шести недель. Так, у "Экипажа" цифровое окно составило шесть недель, "Кунг-фу Панды 3" — восемь, "Дэдпула" и "Выжившего" — десять, "Марсианина" и "Агентов А.Н.К.Л." 12 недель. Директор по контенту ivi Софья Квашилава подтверждает тенденцию к "сокращению окон до 10-14 недель", причину которой она видит в развитии легальных форм просмотра.
Она также указывает на отсутствие премиального платного телевидения в РФ в западных объемах, что не может не влиять на мейджоров. "Правообладатели идут на это в силу естественных движений рынка в сторону цифровой дистрибуции. С одной стороны, короткие окна могут сопровождаться более высокой стоимостью контента для пользователей, с другой — это усиливает легальные сервисы в борьбе с пиратами",— добавляет гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов.