×

Компания J’son & Partners Consulting представляет Вашему вниманию результаты исследования «Российский рынок мобильных игр»

Целью исследования «Российский рынок мобильных игр» компании J’son & Partners Consulting являлся анализ российского рынка мобильных игр, позволяющий получить полную информацию о структуре рынка и динамике его развития. В исследовании детально рассмотрены игры для различных мобильных операционных систем. Также проанализированы основные проекты и игроки, представлены ключевые тенденции рынка и прогнозы его развития до 2016 года. Дополнительно проведен анализ мирового рынка мобильных игр.

 

Классификация мобильных игр

В исследовании J’son & Partners Consulting рассмотрены мобильные игры для любых платформ, присутствующих на рынке, всех возможных жанров и игровых механик.

При рассмотрении рынка мобильных игр были исключены следующие сегменты:

      • игры для планшетных ПК,
      • игры для социальных сетей,
      • игры для нетбуков,
      • дополнительные мобильные сервисы для ПК игр,
      • игры для портативных игровых консолей.

Причина исключения игр на планшетных ПК из рассматриваемого рынка следующая. Игры на планшетных ПК – это сформированный отдельный рынок, обладающий достаточно большим количеством отличий от игр для мобильных телефонов и требующий отдельного анализа.

Объем мирового рынка мобильных игр

По оценкам J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка мобильных игр по итогам 2012 года составит 9,9 млрд. USD. Данный рынок считается одним из динамично развивающихся: за последние два года среднегодовой прирост составил более 50%.

В исследовании рынка мобильных игр J’son & Partners Consulting приведено сравнение мирового рынка мобильных игр и рынка онлайн-игр, крупнейшего рынка в развлекательном сегменте. Из данного сравнения следует, что доля доходов мобильных игр в сравнении с доходами от онлайн игр увеличивается. Так, в 2010 г. она составляла 25%, в 2012 г. Достигнет, по прогнозам, 40%. Рынок мобильных игр продолжит интенсивно развиваться, занимая доминирующие позиции среди других направлений онлайн-игр.

2012-2013 гг.. – станет периодом завершения этапа интенсивного роста рынка, когда позиции основных участников среди разработчиков, издателей, магазинов приложений уже определены, и каждый ориентирован на определенную рыночную нишу. Уже сегодня высокий уровень конкуренции практически лишает малых компаний-разработчиков прибыли при отказе от поддержки издателей.

В 2012, по оценкам J’son & Partners Consulting, мировая аудитория мобильных игр составила 1,02 млрд. человек, а к 2016 году количество игроков достигнет 1,53 млрд человек.

Среди основных трендов мирового рынка мобильных игр эксперты J’son & Partners Consulting выделяют следующие:

       новые форматы игр, которые стали возможны благодаря уникальному функционалу,
           совмещенному в одном девайсе. Наличие GPS модуля объясняет появление нового типа
           игр – геолокационных;
       рост популярности азартных игр на мобильных устройств является следствием
           популяризации данного направления игр в других сегментах игрового рынка (социальные и
           онлайн игры);
       доминирование условно-бесплатных игр на рынке за счет удобства данной модели
           монетизации для новых пользователей смартфонов. Пользователь может пройти всю игру
           абсолютно бесплатно, при этом функционала будет достаточно для прохождения всех
           уровней игры. Плата взимается лишь за дополнительные возможности в игре;
       появление нового формата продвижения игр - кросс-рекламы, продвижение новых
           игр среди пользователей с помощью уже существующих продуктов;
       спрос на автоматизированные системы мобильной метрики и аналитики со стороны
           разработчиков порождает предложения аналитических продуктов от таких компаний: Flurry
           Analytics, App Annie и Distimo;
       появление средств разработки, позволяющих создавать мультиплатформенные
           решения, что позволяет разработчикам создавать продукты сразу для нескольких
           мобильных платформ.

 

Объем рынка мобильных игр в России

Мобильные игр – это динамично развивающаяся категория российского игрового рынка. Мобильные игры являются лидером по загрузке из магазинов приложений: на них приходится 60% загрузок. Также растет число игроков: на конец 2012 года число мобильных геймеров составит 38,6 млн человек, а к 2016 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, мобильная аудитория вырастет до 65,1 млн человек.

Особенность российского рынка мобильных игр – высокий уровень предпочтения Java-игр среди геймеров. Java-игры – это игры, которые активно используются на стандартных мобильных телефонах. Оценивать игровой рынок в России, исключая Java-игры, некорректно, поскольку их доля велика: 64%.

Для российского рынка мобильных игр характерны количественные изменения его структурных сегментов: значительное уменьшение доли Java-игр и увеличение доли игровых мобильных приложений.

В целом, объем рынка мобильных игр достигнет $392 млн. к концу 2012 г.

Рынок мобильных игр в России является весьма перспективным, этому способствует ряд драйверов как национального, так и мирового масштабов. Драйверами российского рынка мобильных игр, по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, являются:

       увеличение географии покрытия 3G-сетей,
       увеличение числа игроков, а также парка смартфонов, планшетов,
       снижение средней цены устройств,
       большой опыт разработчиков и издателей.

Также на рынок в России в виду его глобальной структуры сильно влияют общемировые драйверы рынка.

На отечественном рынке мобильных игр наблюдается интересная тенденция: большие бюджеты расходуются не только на разработку игр, но и на мобильный маркетинг. В настоящее время недостаточно лишь создать интересное игровое приложение без эффективной маркетинговой стратегии. Продвижение мобильных игр в топ-листы магазинов приложений является залогом успешных продаж в дальнейшем.

Для продвижения приложений многие компании применяют ряд мер, к которым можно отнести: оптимизацию игры для конкретного магазина приложений, поиск альтернативных магазинов приложений, работа с социальными сетями, проведение PR работ и применение других неформатных способов продвижения.

 

Опрос пользователей мобильных телефонов

 

В рамках исследования J’son & Partners Consulting был проведен опрос активных пользователей мобильного интернета со смартфонов, осуществленный компанией Profi Online Research по заказу J’son & Partners Consulting в октябре 2012 года.

Основные характеристики опроса:

       Целевая группа: российские владельцы смартфонов, пользующиеся мобильным интернетом
       Метод: онлайн опрос

В рамках опроса были получены важные статистические данные по текущей ситуации на рынке мобильных игр в России, мобильного маркетинга, рекламы, технологий и сервисов.

По данным опроса J’son & Partners Consulting, 40% обладателей смартфонов ежедневно играют в мобильные игры, при этом лишь 51% пользователей ежедневно играют в игры с ПК.

Из числа играющих каждый день большая часть пользователей имеет начальное (83%) и среднее образование (44%), доля людей с высшим образованием составляет 38%.

Достаточное большое число игроков сосредоточено в старших возрастных группах: 26% пользователей в возрасте от 55 лет и старше играют в мобильные игры ежедневно, 35% - раз в неделю.

Среди ОС наиболее популярными платформами являются iOS и Android. Тройку лидеров замыкает платформа Windows Mobile.

 

Выводы:

Мировой рынок мобильных игр демонстрирует активный рост: его объем по итогам 2012 г. составит $9,9 млрд. За последние два года среднегодовой прирост составил более 50%.

В 2012-2013 гг. произойдет завершение этапа интенсивного роста рынка, когда позиции основных участников среди разработчиков, издателей, магазинов приложений уже определены, и каждый ориентирован на определенную нишу рынка.

Среди основных трендов мирового рынка мобильных игр эксперты J’son & Partners Consulting выделяют следующие:

       Новые форматы игр, которые стали возможны благодаря уникальному функционалу,
           совмещенному в одном девайсе,
       Рост популярности азартных игр для мобильных устройств,
       Доминирование условно-бесплатных игр на рынке,
       Появление нового формата продвижения игр - кросс-рекламы,
       Появление автоматизированных систем мобильной метрики и аналитики.

Мобильные игры – это динамично развивающаяся категория российского игрового рынка. Объем рынка мобильных игр в России достигнет $392 млн. к концу 2012 г.

Особенность российского рынка мобильных игр – высокий уровень предпочтения Java-игр среди геймеров.

Драйверами российского рынка мобильных игр по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, являются:

       увеличение географии покрытия 3G-сетей,

       увеличение парка смартфонов и числа игроков,

 

       снижение средней цены устройств,

 

       большой опыт разработчиков и издателей.

 

На отечественном рынке мобильных игр наблюдается тенденция инвестирования средств не только в разработку игр, но и в мобильный маркетинг. В настоящее время недостаточно лишь создать интересное игровое приложение без эффективной маркетинговой стратегии.

Содержание отчета «Российский рынок мобильных игр, 2010-2016»

1. Введение
2. Источники и методология
3. Масштаб исследования
4. Классификация Мобильных игр
       4.1. Особенности различных платформ
       4.2. Коммерческие модели мобильных игр
              4.2.1. Продажа мобильных игр
              4.2.2. Условно-бесплатные игры: Freemium, Free2play
              4.2.3. Рекламная модель
       4.3. Формат игр одиночная игра, пользователь с пользователем, MMO
       4.4. Особенности классификации игр для Мобильных в России и СНГ
5. Мировой рынок Мобильных игр
       5.1. Смежные рынки
       5.2. Объем мирового рынка мобильных игр
       5.3. Тренды рынка мобильных игр
       5.4. Драйверы рынка мобильных игр
       5.5. Барьеры развития рынка мобильных игр
6. Жизненный цикл игры
       6.1. Цепочка создания стоимости
              6.1.1. Разработка игры
                     6.1.1.1. Интеллектуальные разработки
                     6.1.1.2. Технические разработки (Сертификация)
Сертификация
              6.1.2. Мобильный маркетинг
              6.1.3. Поддержка
                     6.1.3.1. Поддержка комьюнити
                     6.1.3.2. Техническая поддержка
              6.1.4. Продажи
       6.2. Особенности бизнеса для Мобильных игр
       6.3. KPI для Мобильных игр
7. Особенности платформ
       7.1. iOS
       7.2. Android
       7.3. Windows Phone/ Windows 8
8. Общий объем рынка мобильных игр и тенденции в России
       8.1. Объем рынка мобильных игр в России и прогнозы до 2016 года
       8.2. Смежные рынки
              8.2.1. Рынок онлайн игр в России
              8.2.2. Российский Рынок сотовой связи
              8.2.3. Рынок смартфонов
       8.3. Сложившиеся тенденции среди участников рынка
       8.4. Социально-демографическая характеристика аудитории
       8.5. Тенденции изменения ARPU
       8.6. Драйверы рынка мобильных игр
       8.7. Стопперы рынка мобильных игр
       8.8. Технологическое развитие
9. Заключение

 

Список рисунков

Рисунок 1. Классификация мобильных игр включенных в исследование
Рисунок 2. Рынке не рассматриваемые в данном исследовании
Рисунок 3. Динамика мирового рынка онлайн-игр, млн. USD, 2010-2016 гг.
Рисунок 4. Динамика аудитории мирового рынка онлайн-игр, млн чел., 2010-2016 гг.
Рисунок 5. Суммарная активная абонентская база сотовой связи в мире,
Рисунок 6. Суммарный трафик мобильной передачи данных в мире, ЭБ, 2010-2016 гг.
Рисунок 7. Объем рынка мобильных телефонов в натуральном выражении в мире,
Рисунок 8. Объем рынка смартфонов в натуральном выражении в мире, млн штук, 2010-2015 гг.
Рисунок 9. Общий наличный парк смартфонов в мире, млрд штук, 2010-2016 гг.
Рисунок 10. Общий наличный парк смартфонов в мире в разбивке по операционным системам, млн
                   штук, 2010-2012 гг.
Рисунок 11. Объем рынка мобильных игр, млрд USD
Рисунок 12. График соотношения рынка онлайн игр и рынка мобильных игр, 2010-2016
Рисунок 13. ARPU мобильных игр, USD
Рисунок 14. Аудитория мобильных игр, млн
Рисунок 15. Парк смартфонов, млн шт.
Рисунок 16. Средняя цена смартфона, долл.
Рисунок 17. Число закачек по категориям, тыс.
Рисунок 18. Времязатраты специалистов при разработке игр, человеконедели
Рисунок 19. Альтернативные App Stores
Рисунок 20. Инструменты мобильного маркетинга
Рисунок 21. Использование каналов дистрибуции приложений разработчиками
Рисунок 22. Объем рынка видео игр, млн USD
Рисунок 23. Рынок мобильного контента: Java-игры и игровые приложения, млн руб.
Рисунок 24. Аудитория игрового мобильного рынка, млн. чел.
Рисунок 25. Общий наличный парк смартфонов в разбивке по ОС, %
Рисунок 26. Динамика российского рынка онлайн-игр, млн USD, 2010-2016 гг.
Рисунок 27. Динамика аудитории пользователей онлайн-игр в разбивке по сегментам рынка, млн
                   пользователей, 2010-2016 гг.
Рисунок 11. Суммарная активная абонентская база сотовой связи в России, млн абонентов, 1 кв.
                   2010 года-2 кв. 2012 года
Рисунок 12. Суммарный трафик мобильной передачи данных, млрд МБ, 1 кв. 2010 года – 2 кв. 2012
                   года
Рисунок 13. Частота использования мобильного интернета со смартфона
Рисунок 28. Суммарный объем продаж смартфонов в млн.шт., 1 кв. 2010 года – 2 кв. 2012 года
Рисунок 29. Динамика средней розничной цены смартфона в России, USD, 2008-2012 гг.
Рисунок 30. Структура рынка: смартфоны – телефоны, %, натуральное выражение, Россия, 2009 – 
                   2015 гг.
Рисунок 31. Аудитория игрового мобильного рынка
Рисунок 32. Периодичность запуска мобильных игр с различных устройств
Рисунок 33. Половое распределение аудитории рынка мобильных игр
Рисунок 34. Уровень образованности аудитории мобильных игр
Рисунок 35. Возраст аудитории мобильных игр
Рисунок 36. Распределение аудитории мобильных игр по ОС
Рисунок 37. Уровень доходов аудитории мобильных игр
Рисунок 38. Динамика изменения ARPU, USD
Рисунок 39. Парк смартфонов и аудитория мобильных игр

 

Список таблиц

Таблица 1. Примеры платных мобильных игр
Таблица 2. Примеры мобильных игр модели Freemium
Таблица 3. Примеры мобильных игр модели Free2play
Таблица 4. Примеры мобильных игр модели Freemium
Таблица 6. Рейтинг проникновения 3G сетей по странам

 

Информационный бюллетень подготовлен компанией J'son & PartnersConsulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J'son & PartnersConsulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

                ____________________________________________________