×

 

Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты анализа состояния развития двух инновационных сегментов в мобильной связи: геолокационных сервисов и дополненной реальности. Данное исследование включает описание этапов зарождения и развития двух инновационных рынков, которые в ближайшем будущем окажут сильное влияние на всю информационную инфраструктуру и на образ жизни потребителей.

 

Мировой рынок геолокационных приложений и сервисов (LBS-сервисов)

Location-based service (LBS) – тип информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона пользователя. Визуализационные возможности современных смартфонов позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, что позволяет использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений.

 

Различают два вида LBS:

 

       1. Сервисы, основанные на определении местоположения абонента с использованием спутниковых систем навигации (GPS и ГЛОНАСС);

       2. Сервисы, основанные на определении местоположения абонента по отношению к базовым станциям оператора сотовой связи.

 

Первый способ позволяет определить местоположения абонента с большей точностью, однако требуется, чтобы в мобильном терминале был установлен специальный модуль для связи со спутниками. Первый подобный телефон со встроенной системой GPS-навигации начал продаваться в Японии в 2001 году, а с 2007 года все телефоны с поддержкой 3G должны иметь встроенный модуль GPS.

С 2002 года в России операторы сотовых сетей применяют LBS в коммерческих целях.

Основными направлениями являются:

 

      определение собственного местоположения мобильного телефона;
      определение местоположения другого абонента.

В большинстве систем определения местоположения в России, предлагаемых сотовыми операторами, обязательным условием является получение от «искомого» абонента разрешения на «поиск». Такое разрешение иногда фиксируется в отдельном договоре с оператором, но чаще используется разрешение в виде ответа искомого оператора по SMS или USSD.

 

Параллельно с развитием технической оснащенности мобильных телефонов, а именно, с появлением смартфонов со встроенным GPS-модулем и формированием нового сегмента рынка мобильных приложений, менялась структура LBS-рынка. Появились новые участники рынка помимо сотовых операторов: разработчики мобильных LBS-приложений, магазины мобильных приложений.

С середины 2000-х годов LBS-технологии стали более массовыми. Основной приток аудитории был обеспечен за счет мобильных LBS-приложений, распространяющихся через магазины мобильных приложений. Мировая аудитория пользователей мобильными LBS-приложениями в 2012 году, по оценкам J’son & Partners Consulting, достигла 486 млн человек.

В исследовании J’son & Partners Consulting проведен подобный анализ развития LBS-сервисов в следующих макрорегионах:

 

      Северная Америка
      Латинская Америка
      Европа
      Странах АТР

Сегодня в мире каждый пятый пользователь мобильного устройства пользуется LBS-сервисами (19%) и еще 62% планируют это делать в будущем.

Типы Геолокационных сервисов

Самыми популярными LBS-сервисами остаются навигационные приложения (46%). При этом быстрый рост демонстрируют сервисы социальных сетей, позволяющих отметиться в том или ином месте, например, Foursquare или Facebook Places. Использование оциальных LBS-сервисов выросло на 50% и теперь их охват составляет уже 13% пользователей.

 

В исследовании подробно рассмотрены различные типы геолокационных приложений:

 

      Навигация
      Гео-метки


             Семейные локаторы
             Авто трекеры


      Геокэшинг и Геотеггинг
      Чекин-сервисы
      Поисковые сервисы
      Информационные сервисы
      Игры

 

Бизнес-модели и монетизация

Эксперты J’son & Partners Consulting на сегодняшний день выделяют три основные модели монетизации, применимые в мобильных LBS-приложениях:

 

   1. Рекламная модель - является самой распространенной бизнес-моделью

   2. Модель, основанная на получении дохода от платных мобильных LBS-приложений.

   3. Также разновидностью модели монетизации является модель премиум-акаунтов.

 

Владельцы аккаунтов получают дополнительный функционал, например, доступ к контактной информации других аккаунтов или сокрытие собственной персональной информации.

Для поддержания развития LBS-рынка существует еще ряд приложений. Среди развивающихся стоит выделить сектор приложений для спорта и фитнеса, продолжающий расти на протяжении долгого времени. Уже в 2012 году количество скачанных программ данной категории должно превысить 100 миллионов.

Прогнозы развития мирового и российского рынков LBS-сервисов

Мировая аудитория пользователей мобильными LBS-приложениями в 2012 году оценивается J’son & Partners Consulting в 486 млн человек.

 

 

Объем рынка мобильных LBS-приложений и сервисов демонстрирует рост в течение последних 4-х лет. Особенно быстрый рост наблюдается в сегменте доходов операторов от предоставления LBS-услуг.

 

По оценкам J’son & Partners Consulting, объем мирового рынка мобильных LBS-приложений и сервисов по итогам 2012 года составит $3,75 млрд, а к 2016 году достигнет $16,89 млрд.

По темпам прироста рынок мобильных LBS-приложений и сервисов считается одним из динамично развивающихся; в период с 2012 по 2016 гг. среднегодовой прирост составит более 70%.

Российский рынок LBS

Оценка российского рынка мобильных LBS-приложений и сервисов экспертами J`son & Partners Consulting была произведена по модели, аналогичной оценке мирового рынка.

 

Структура доходов данного рынка состоит из трех категорий:

 

1) Мобильная LBS-реклама;
2) Доход от покупок мобильных LBS-приложений;
3) LBS-услуги операторов.

 

Объем рынка мобильных LBS-приложений и сервисов в России в 2012 году составил $36,8 млн. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2016 году доходы от LBS в России составят $121,7 млн.
Эксперты J’son & Partners Consulting уверены, что рынок LBS мобильных приложений и сервисов в России в период 2013-2014 гг. войдет в активную фазу развития. Подобные сервисы и приложения будут восприниматься рекламодателями как мощный инструмент увеличения продаж. Успешные западные примеры будут стимулировать данный интерес.


Драйверы и барьеры рынка

Эксперты J'son & Partners Consulting отмечают положительные факторы для роста рынка контентных приложений, такие как увеличение числа продаж смартфонов, снижение средней цены гаджетов, улучшение показателей использования мобильного интернета, экспансия смартфонов и широкое проникновение мобильных устройств, приход глобальных игроков на локальный рынок, рост количества планшетных компьютеров.

 

Среди барьеров рынка специалисты выделяют следующие факторы: сложные условия для приема сигнала, недостаточное проникновение смартфонов.

 

Сложности монетизации, не полный охват аудитории.

 

Обзор рынка приложений и сервисов дополненной реальности

Дополненная реальность (augmented reality, AR), — термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Дополненная реальность — составляющая часть смешанной реальности (mixed reality), в которую также входит «дополненная виртуальность» (когда реальные объекты интегрируются в виртуальную среду).

Дополнительная реальность - это один из самых многообещающих мировых трендов.

По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, именно от успешных проектов в области дополнительной реальности стоит ждать революционных изменений в потреблении цифровых технологий. Технология дополненной реальности способна изменить доступ людей к информации, и сделать его более прикладным и удобным. Например, создание инфраструктуры и сервисов для решения повседневных задач.

Первой областью применения технологии дополнительной реальности стала реклама. Сейчас 80% всех применений данной технологии используется в целяхрекламы.

Описание технологии

Дополненная реальность – технология, позволяющая в режиме реального времени добавлять виртуальные функции к реальным объектам, данная технология может работать как с использованием маркеров (изображения или предметы, которые воспринимаются программой как точки отсчета) так и без них, когда анализируется и цифруется видеопоток.

 

Выделяют 2 типа устройств дополненной реальности:

       1. Смартфоны с камерой и специальным ПО

Важным отличием смартфонов как устройств дополнительной реальности является их широкое распространение.

 

 

       2. Очки дополненной реальности

Уже есть реализованные очки виртуальной реальности, но в рынок находится в ожидании устройств нацеленных на массовый сегмент. К примеру, компания Google активно анонсирует собственную разработку Google Glass, которая имеет все шансы стать основным массовым устройством, использующим технологию дополненной реальности.

 

 

 

Дополненные реальности уже реализуются при помощи использования вышеперечисленных технологий.

Технология дополненной реальности способна изменить доступ людей к информации, и сделать его более прикладным и удобным. Это произойдет с появлением инфраструктуры и сервисов для решения повседневных задач.

Мировой рынок мобильных приложений и сервисов дополненной реальности

Структура рынка, участники

Существуют три основных категории рынка: компании, производящие устройства; производители мобильных телефонов и производители очков дополненной реальности.

 

Первая категория – предприятия, использующие устройства, софт, и создающие контент на основе данной технологии. Данная категория включает web-студии, которые делают проекты на основе дополненной реальности, рекламные агентства, в которых есть отдел, специализирующийся на новых технологиях, а также «бутиковые» агентства, которые занимаются исключительно дополненной реальностью (к примеру, AR-Door). В России не так много таких компаний (продакшн), и вообще нет игроков, которые производят устройства и SDK (комплект средств разработки для создания приложений).

 

Вторая категория – компании, которые производят SDK. Это компании Total Immersion (Франция), Metaio (Германия), Qualcomm, открывшая отдел по разработкам в сфере дополненной реальности и Layar, которая занимается геолокацией.

 

К третьей категории относятся такие компании, как Вузикс, которая 12 лет занимается производством очков, и компания Innovega, представившая линзы дополненной реальности в 2011 году.

 

Бизнес-модели, монетизация

Рынок дополненной реальности находится в зарождающейся стадии, но уже сейчас можно выделить несколько моделей монетизации.

 

 

В качестве успешных примеров реализации данной бизнес-модели на российском рынке можно привести три типа рекламных компаний.

 

1. Маркетинговые мероприятия
2. Классическая реклама с дополненной реальностью
3. Реклама внутри приложений дополненной реальности

Для реализации рекламной бизнес-модели на рынке дополненной реальности используется классическая рекламная бизнес-модель, где основной выгодоприобретатель - рекламодатель.

 

 

Поскольку большинство возможностей дополненной реальности реализуется из мобильных приложений, к данному рынку подходят все бизнес-модели рынка мобильных приложений.

 

К основным статьям дохода относятся:

 

      реклама;
      продажа приложений;
      подписка на приложения;
      продажа внутри приложения.

 

 

В случае игровой бизнес-модели, когда дополненная реальность является основой компьютерной игры, то и схема заработка аналогична обычной игровой бизнес-модели. Разработчик производит игру на определенную платформу PC/PS3/Xbox и дальше издатель распространяет данную игру в удобной для него форме.

Но есть и ограничение, что для некоторых игр требуются физические маркеры для более качественной работы, и это усложняет их цифровую дистрибуцию.

 

Прогнозы развития рынка мобильных приложений и сервисов дополненной реальности 2013-2015 гг.

Системы дополненной реальности могут быть применены во всех отраслях деятельности человека: от авиастроения до навигации.

 

Стоит выделить несколько отраслей, где дополненная реальность будет востребована:

 

      Образование: Создание проектов для детей, где наглядно можно будет демонстрировать различные опыты, медиафайлы, схемы, позволит вовлечь детей в образовательный процесс и сэкономить на физическом оборудовании.


      Сложное производство: В высокоточном производстве будут востребованы технологии дополненной реальности. В качестве примера можно привести использование дополненной реальности компанией Boeing.


      Реклама: В настоящий момент уже реализовано много рекламных проектов с использованием дополненной реальности. В будущем такие возможности будут применяться рекламными компаниями еще шире и речь идет не только о мобильной, но и об Outdoor рекламе.


Рынок дополненной реальности неразрывно связан с научно–техническим прогрессом и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2016 году вступит в фазу активного роста, достигнув ежегодного оборота в $2,2 млрд.

 

Содержание полного (107 стр.) отчета по результатам исследования «Рынок мобильных приложений дополненной реальности и LBS-сервисов»

 

1. Введение
2. Источники и методология
3. Определения
4. Обзор рынка LBS приложений и сервисов
       4.1. Мировой рынок LBS приложений и сервисов – общий обзор
              4.1.1. Перспективы развития рынков Северной Америки и Европы
              4.1.2. Перспективы развития рынка Азии
              4.1.3. Перспективы развития рынка Латинской Америки
       4.2. Виды LBS приложений и сервисов
              4.2.1. Навигация (например: Google Maps)
              4.2.2. Гео-метки
              4.2.3. Геокэшинг (например: Locus Pro от Asamm Software)
              4.2.4. Геотеггинг
              4.2.5. Чекин-сервисы
              4.2.6. Поисковые сервисы
              4.2.7. Информационные сервисы
              4.2.8. Игры
       4.3. Бизнес-изнесии монетизация
              4.3.1. Кейсы: монетизация LBS-приложений
       4.4. Структура рынка и его особенности
       4.5. Объем и динамика рынка, 2009-2012 гг.
              4.5.1. Развитие LBS приложений и сервисов, 2009-2012 гг.
              4.5.2. Развитие российского рынка LBS приложений и сервисов, 2009-2012 гг.
       4.6. Прогнозы развития рынка LBS приложений и сервисов 2013-2015 гг.
              4.6.1. Развитие LBS приложений и сервисов в мире, 2013-2015 гг.
              4.6.2. Развитие российского рынка LBS приложений и сервисов, 2013-2015 гг.
       4.7. Драйверы и барьеры рынка
5. Обзор рынка приложений и сервисов дополненной реальности
       5.1. Технологии дополненной реальности и их имплементация в мобильных платформах
       5.2. Мировой рынок мобильных приложений и сервисов дополненной реальности – общий обзор
       5.3. Виды мобильных приложений и сервисов дополненной реальности
       5.4. Бизнесобильных монетизация
       5.5. Структура рынка, участники
       5.6. Прогнозы развития рынка мобильных приложений и сервисов дополненной реальности
                 2013-2015 гг.

6. Смежные рынки
       6.1. Широкополосная беспроводная связь в России и в мире
       6.2. Рынок смартфонов в России и в мире
       6.3. Рынок планшетов в России и в мире
7. Заключение и рекомендации

 

Список рисунков

Рисунок 1. Общая схема работы LBS
Рисунок 2. Общая схема работы LBS
Рисунок 3. Общая схема работы LBS
Рисунок 4. Общая схема работы LBS
Рисунок 5. Иллюстрация к Опросу Mobile Marketing Association
Рисунок 6. Аудитория LBS приложений в странах АТР, млн. чел.
Рисунок 7. Доходность LBS приложений в странах АТР, млн. долл
Рисунок 8. Доходность LBS приложений в странах АТР, млн. долл
Рисунок 9. Аудитория LBS приложений в странах Латинсокй Америке, млн. чел.
Рисунок 10. Доходность LBS приложений в странах АТР, млн. долл
Рисунок 11. Доходность LBS приложений в странах АТР, млн. долл
Рисунок 12. Google Maps на различных устройствах
Рисунок 13. Встроенное приложение Карты на устройствах iOS
Рисунок 14. Встроенное приложение Карты на устройствах Windows Phone
Рисунок 15. Приложение Яндекс.Карты на различных устройствах
Рисунок 16. Life360 Family Locator на различных устройствах
Рисунок 17. Family Tracker на различных устройствах
Рисунок 18. Family Locator на различных устройствах
Рисунок 19. Авто трекер Track Viewer на различных устройствах
Рисунок 20. Locus Pro для Android-устройств
Рисунок 21. OpenCaching для Android и iOS
Рисунок 22. GeoCaching Buddy на различных устройствах
Рисунок 23. Геокэшинг Плюс на устройствах Windows Phone
Рисунок 24. Flickr на различных устройствах
Рисунок 25. Geotag Photos на различных устройствах
Рисунок 26. Пример мобильной версии и мобильного приложения Foursquare
Рисунок 27. GetGlue для iOS и Android-устройств
Рисунок 28. GetGlue для различных устройств
Рисунок 29. Tunerfish для различных устройств
Рисунок 30. Yell на различных платформах
Рисунок 31. Лучшее в Москве для iPhone
Рисунок 32. Where для iPhone и Android
Рисунок 33. Weather HD на различных устройствах
Рисунок 34. Nike+ Running на различных устройствах
Рисунок 35. Купонатор.ру на различных устройствах
Рисунок 36. Little Empire на различных устройствах
Рисунок 37. Shadow Cities на iPhone
Рисунок 38. Средняя стоимость приложений на iPad
Рисунок 39. Средняя стоимость приложений на iPhone
Рисунок 40. Рекламная кампания Blue Moon
Рисунок 41. Карты MapQuest
Рисунок 42. Poynt
Рисунок 43. Tully’s Coffee
Рисунок 44. Foursquare
Рисунок 45. BMW
Рисунок 47. Объем рынка LBS мобильных приложений и сервисов в мире, млрд USD, 2009А – 2012Е гг.

 

Список таблиц

Таблица 1. Виды LBS
Таблица 2. SWOT моделей монетизации
Таблица 3. Layar
Таблица 4. Metroshka
Таблица 5. Spyglass
Таблица 6. AR Tower Defense
Таблица 7. Toozla
Таблица 8. Wikitude

 

 

Информационный бюллетень подготовлен компанией J'son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J'son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

                ____________________________________________________