Юсеф Хесуани, 3D Bioprinting Solutions: В вопросах технологий мы пытаемся взять максимум от космоса
«На сегодняшний день не существует идеальной технологии, которая бы позволила печатать все ткани или органы, или, как мы их называем, микроорганы и органоиды. Такой технологии, к сожалению, нет. Поэтому мы разрабатываем, в том числе, новые технологии, - так появилась идея использования микрогравитации» - в студии JSON.TV Юсеф Хесуани, управляющий партнёр 3D Bioprinting Solutions.
В 2015 г. мы впервые в мире конструкт щитовидной железы и пересадили группе лабораторных животных, у которых предварительно удалили нативную щитовидку. Естественно, уровень гормонов упал до нуля, мы их, в принципе, не могли определить по крови. Но после пересадки нашего конструкта уровень гормонов восстановился до 60%, что на тот момент было невероятным успехом. Мы доказали, что можно не просто напечатать какую-то заплатку, например, кожную заплатку или заплатку хрящевой ткани, или заплатку сосуда (в 2015 г. все работы были посвящены именно восстановлению части ткани). Мы удалили нативный орган, пересадили конструкт и показали принципиальную возможность восстановления функции. Это была первая фундаментальная работа. Вторую работу сделали наши коллеги, американцы из Северо-Западного Университета Чикаго под руководством Рамила Шаха. Они напечатали тканеинженерный яичник, и у таких мышей появилось потомство, мышата. Это была вторая фундаментальная работа. После этого, собственно, уже стали появляться всё больше и больше работ, посвящённых восстановлению функций на уровне организма.
В 2017 году мы разработали магнитный биопринтер, мы назвали его, даже не мы назвали... Мы провели конкурс среди молодых участников на лучшее название, мы решили, что тот принтер, который полетит впервые в космос, должен быть назван не нами, а получить название, что называется из масс... У нас было больше 2000 заявок - победило имя Орган.Авт. Есть, как Вы знаете космонавты, есть астронавты, у китайцев есть тайконавты, вот теперь ещё есть Орган.авт, он тоже летает в космос.
Собственно, почему он был разработан? Дело в том, что, как я уже сказал, не существует идеальных технологий, например, когда мы печатаем, скажем, трубчатые объекты, например, сосуды, мочеточник, уретру, у нас возникает эффект Пизанской башни: чем выше объект, тем он больше заваливается в сторону под действием гравитации. И мы подумали, что было бы неплохо использовать такие технологии, когда бы наши конструкты формировались без воздействия земной гравитации. И мы начали управлять клетками уже не с использованием классической X, X-Y платформы...
Здесь мы используем совсем другой технологический подход, он на самом деле известен хорошо каждому ребёнку, таким подходом мы формируем снежки. Мы же снежок не делаем послойно, мы берём снег и лепим его одновременно с разных сторон. Только здесь в нашу технологию мы вместо рук и исследователя используем магнитные, акустические волны. В общем, разного рода физические явления. Таким образом, мы научились формировать конструкт и выращивать их в определённых условиях. Естественно, в условиях Земли мы постоянно боремся с гравитацией, поэтому мы решили ... провести такие эксперименты в космосе и создать специальную научную аппаратуру.
В декабре 2018 года мы провели первый эксперимент в космосе. Провёл его Олег Кононенко, командир экипажа космонавтов. Это был первый в мире, во Вселенной, может быть, эксперимент по биопечати человеческих микроорганов... Мы печатали человеческий хрящ и мышиную щитовидную железу в космических условиях. В декабре 2018 мы получили уже обратно биологический материал напечатанный, он вернулся с МКС, - проанализировали, поняли, что печать прошла успешно. Мы получили как ожидаемый результат, так и немножко неожиданный, положительно неожиданный результат. Мы решили продолжить серию экспериментов космических, - они, кстати, происходят сейчас на орбите...Мы стали выращивать белковые кристаллы, мы стали выращивать определённые керамические материалы и смотреть, как они в условиях космоса меняют свои свойства. Очень интересно с точки зрения материаловедения, кстати.